ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
В пятый день после входа Господа в
Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером
надлежало закапать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса
Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?"
Иисус Христос сказал им: "пойдите в
город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды;
последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где
горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками
Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте
пасху".
Сказав это, Спаситель послал двух
учеников Своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как
сказал Спаситель; и приготовили Пасху.
Вечером того дня Иисус Христос,
зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью
апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за
стол, Иисус Христос сказал: "очень желал Я есть с вами эту Пасху
прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее,
пока она не совершится в Царствии Божием". Потом встал, снял с Себя
верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и
начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был
препоясан.
Умыв ноги ученикам, Иисус Христос
надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: "знаете ли, что Я
сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно
зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы
должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же,
что Я сделал вам".
Этим примером Господь показал не
только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е.
не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы
и низшему себя человеку.
После вкушения ветхозаветной Пасхи
еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого
Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".
Иисус Христос взял хлеб, благословил
его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: "Приимите,
ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов",
(т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов).
Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога
Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам,
сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас
проливаемая во оставление грехов".
Слова эти означают, что под видом
хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту
самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на
страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и
Кровью Господа, - это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и
называется таинством.
Причастив апостолов, Господь дал
заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в
Мое воспоминание". Таинство это совершается у нас и теперь и будет
совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургиею
или Обеднею.
Во время тайной вечери Спаситель
объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень
опечалились и в недоумении, смотря друг на друга, в страхе стали
спрашивать один за другим: "не я ли Господи?" Спросил и Иуда: "не, я
ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: "ты"; но никто этого не
слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему,
чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди
Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?" Иисус Христос так же
тихо ответил: "тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам". И,
обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде
Искариотскому, сказав: "что делаешь, делай скорее". Но никто не
понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик
с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его
купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда,
приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.
Иисус Христос, продолжая беседовать
с учениками Своими, сказал: "Дети! уже не долго Мне быть с вами.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между
собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою
(отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполните
то, что Я заповедую вам".
Во время этой беседы Иисус Христос
предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, - все
разбегутся, оставив Его одного.
Апостол же Петр сказал: "если и все
соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь".
Тогда Спаситель сказал ему: "истинно
говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды
отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня".
Но Петр еще больше, стал уверять,
говоря: "хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от
Тебя".
То же говорили и все другие
апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их.
Утешая их, Господь сказал: "да не
смущается сердце ваше (т. е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в
Меня (Сына Божия) веруйте".
Спаситель обещал ученикам Своим
послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя -
Святого Духа. Он сказал: "Я умолю Отца, и Он даст вам другого
Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не
видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами
пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со
всеми истинно верующими в Иисуса Христа - в Церкви Христовой). Еще
немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я
живу (т. е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы
будете жить. Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя
Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". "Дух
Святый - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет
свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать,
потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15, 26-27).
Иисус Христос предсказал также
ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей
за то, что они веруют в Него, "В мире будете иметь скорбь; но
мужайтесь (крепитесь)", сказал Спаситель; "Я победил мир" (т. е.
победил зло в мире).
Беседу Свою Иисус Христос окончил
молитвою об учениках Своих и обо всех, кто будет веровать в Него,
чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в
единодушии (в единстве) между собою.
Когда Господь окончил вечерю, еще во
время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы,
пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от
Матфея, гл. 26, 17-35; от Марка, гл. 14, 12-31; от Луки, гл. 22,
7-39; от Иоанна, гл. 13; гл. 14; гл. 15; гл. 16; гл. 17; гл. 18, 1.
|
|